Маркировка шин

       Правильно подобрать шину это не такое простое дело. Большинство автовладельцев выбирают шину только по типоразмеру, не учитываю многие другие факторы (индекс скорости, допустимая нагрузка ит.д.). Выбор шин это ответственное мероприятие, от которого зависит безопасность на дороге, как говорит мой старый знакомые на шине нельзя экономить. Восполним этот пробел знаний что бы как говориться быть вооруженным.

      

        Маркировок шин может осуществляться в двух системах в метрической и дюймовой. Рассмотрим пример маркировки шин в метрической системе на основе автомобильной шины Goodyear ULTRA GRIP 8 195/65 R15 91T.
Рассмотрим параметры шины по порядку:

195 — ширина профиля в миллиметрах;
65 — отношение высоты профиля к ширине в процентах, т.е. для данной шины высота профиля равна 126.8 mm. Если этот параметр не указан, то он считается равным 82%;
R — означает, что покрышка имеет каркас радиального типа. Если буквы R нет, то шина диагонального типа;
15 - диаметр диска в дюймах, что равняется 381 мм;
91 — индекс нагрузки, в нашем случае максимально допустимая нагрузка на представленную покрышку равна 615 кг (на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана нагрузка в кг — Max load). Полный список индексов нагрузки представлен в таблице ниже;
T — индекс скорости, обозначает что комфорт движение мы ощутим на скорости до 190 км/ч. Полный перечень индексов скорости представлен в таблице ниже.

        Очень часто типоразмер шин для внедорожников указывают в дюймовой системе. Рассмотрим пример маркировки в дюймовой системе на примере шины TOYO Open Country возьмем для примера типоразмер 35/12.5/17  103V:


35 - внешний диаметр шины в дюймах, что эквивалентно 889 мм;
12.5 - номинальная ширина в дюймах, что эквивалентно 317.5 мм;
R - означает, что шина радиальной конструкции;
15 - диаметр диска в дюймах, что равняется 381 мм;
103 - индекс максимально допустимой нагрузки. В нашем случае до 875 кг;
V- индекс максимально допустимой скорости, что для нашей шины соответствует 240 км/ч.

Дополнительная маркировка автомобильных шин  

       Дополнительные параметры носят не только информативный характер, как считают многие автомобилисты, иначе зачем их и указывать. Производители постарались раскрыть в этом дополнении все характеристики, что бы при выборе ваш «железный конь» чествовал  - подкован добротно и надежно.

 Функция шины

       Перед типоразмером может быть указана функция шины, никто здрава рассуждая не будет ставить на ведущие колеса покрышку предназначенную для прицепа:
       P - легковой автомобиль (Passenger car);
       LT - лёгкий грузовик (Light Truck);
       ST - прицеп (Special Trailer);
       LRO - Low Platform Trailer;
       T - временная (используется только для запасных шин).

Сезонность

       Сезонность шины, один из немаловажных параметров, хотя и относиться к дополнительным, как говорят, готовь сани летом, а в условиях климата для нашей страны (перепад температур, снег, грязь и т.д.) шины в Минске надо подбирать по сезону. Эти параметры могут обозначаться следующими дополнительными маркировками:
       M&S — грязь плюс снег (Mud + Snow);
       A/T - для любой местности (All Terrain);
       AS - для всех сезонов (All Season);
       Any Season - для любого сезона;
       R+W - дорога плюс зима (Road + Winter);
       AW — любая погода (Any Weather);
       All Season — для всех сезонов;
     Также для обозначения шины для суровых зимних условий может использоваться пиктограмма снежинка.

Системы безопасности шины

       Очень тонкая характеристика, в последнее время производители вносят в казалось бы простое колесо все новые и новые инновационные предложения и даже не предложения, а целые системы, вот некоторые из наиболее распространённых:
        SSR - система аварийной защиты шины при потере давления; 
        MFS (Maximum Flange Shield) - максимальная защита закраины диска;
        FR (Flange Rotector) - шина с защитой обода диска;
        DSST - Dunlop Self-Supporting Technology; 
        RunFlat - технология, позволяющая вашему автомобилю продолжать движение после прокола или спуска шины;
        RunOnFlat - ранее известные под аббревиатурой EMT, позволяют продолжать движение при частичной или полной потере давления.

Тип надписей и гравировки

       В этом плане как говориться на вкус и цвет товарищей нет, хотя и токая мелочь придает классическому седану эконом класса вид как минимум премиума. Можно встретить следующие типы надписей и гравировок на шине:
       OWL - (Outline White Letters) - контурные белые буквы на боковине шины;
       BSW - (Black Side Wall) - черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины); 
        VSB - (Vertical Serrated Band) вертикальная зазубренная полоса;
       RWL - белая полоса на боковине;
       ORBL - (Outlined Raised Black Letters) черные выделенные подняты буквы на боковине;
       RRBL - (Recessed Raised Black Letters) утопленные рельефные черные знаки;
       WSW - белая боковина;
       BLK - черная боковина.

Шипы

       На шипованных шинах указывают тип шипа. Шипы разняться как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме:
       AD - алюминиевые шипы;
       SD - шипы с твердосплавным сердечником;
       DD - шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью;
       OD - шипы с овальным сердечником;
       MD - пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.

Маркировка дождевые шины

       Специальные дождевые шины, обладающие потрясающими характеристиками в дождливую погоду и отсутствием аквапланирования, могут маркироваться следующим образом:
       Aquatred;
       Aquacontact;
       Rain;
       Water;
       Aqua;

       Так же встречается изображение в виде зонтика, и в этом случае смело, можно сказать, такая шина не подведет даже в тропический ливень.

Прочие обозначения

       Кроме того могут быть следующие обозначения, которые можно просто собрать в одну большую группу и собрать полную картину характеристики шины:

M/T - обозначает что шина для грязевых ландшафтов (Mud Terrain);
XL - усиленная шина (Extra Load);
RF - усиленная шина с повышенной грузоподъемностью (Reinforced = XL);
Outsade или Side Facing Out - внешняя сторона установки;
Inside или Side Facing Inwards - внутренняя сторона установки;
Rotation и стрелка на боковине шины означает направленную шину, при установке шины нужно строго соблюдать направление вращения шины, указанное стрелкой;
Left - шина устанавливается на левую сторону автомобиля;
Right - шина устанавливается на правую сторону автомобиля;
Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи шина может использоваться только с камерой;
Tube Type — шина должна эксплуатироваться только с камерой;
Max Pressure — максимально допустимое давление в шине, в кПа;
Max Load — максимально допустимая нагрузка на шину, в кг;
Reinforced или буквы RF в типоразмере означают, что это усиленная шина (6 слоёв), С в конце типоразмера обозначает грузовую шину (8 слоёв);
Radial - означает, что это шина радиальной конструкции;
Steel - означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд;
E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe);
DOT — американский стандарт качества (Department of Transportation — Министерство транспорта США);
Temperature А, В или С термостойкость шины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель);
Traction А, В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне;
Treadwear - относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США;
Е17 - соответствие Европейским стандартам;
Plies: tread - состав слоя протектора;
Sidewall - состав слоя боковины;
DA (штамп) - незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации;
Twid - указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять;
N0, N1, N2 и N3 - шина разработанная для Porsche;
J - шина разработанная для моделей Jaguar.


Счастливой дороги.
Ваш друг Покрышкин В.У.