Один из главных параметров, на который нужно
обратить внимание при покупке шин для своего авто, – это их
размерность. Которая указывается на боковине в виде, например, 185/55
R15.
«185» – это ширина покрышки в миллиметрах.
Следующее за ней после косой черты двузначное число (в нашем случае –
55) многие ошибочно принимают за высоту профиля в миллиметрах. На деле
же это – отношение высоты профиля покрышки к ее ширине. И измеряется оно
в процентах.
На практике это означает, что из двух шин – 185/55
R15 и 195/55 R15 – вторая не только на 10 мм шире, но и выше, чем
первая. И зачастую установка ее взамен первой невозможна. Чтобы выяснить
это, необходимо свериться с руководством по эксплуатации автомобиля –
там указывается диапазон размерности шин, пригодных для данной
конкретной модели.
Буква «R» указывает на то, что покрышка имеет
радиальную конструкцию корда. Диагональные шины («D») на автомобилях в
наши дни практически не применяются, поскольку их сцепные свойства по
сравнению с радиальными крайне невысоки.
Следующее число (в нашем
случае – 15) обозначает посадочный диаметр покрышки на диск. Таким
образом R15 – это радиальная шина для диска диаметром 15 дюймов, а не
шина радиусом 15 дюймов, как ошибочно полагают многие.
После
посадочного диаметра покрышки указываются индексы нагрузки и скорости:
например, 82V. В данном случае «82» означает, что шина рассчитана на
предельную нагрузку в 475 кг, буква V – скорость в 240 км/ч. Другие
распространенные индексы скорости: R (170 км/ч), S (180 км/ч), T (190
км/ч), U (200 км/ч), Н (210 км/ч).
Помимо этих параметров, на боковинах покрышек указывается разного рода дополнительная информация.
Так,
слово Tubeless обозначает бескамерную покрышку. Tube Type – напротив,
указывает на то, что шина должна использоваться только с камерой.
На
покрышках с направленным рисунком протектора направление вращения
колеса указывается словом Rotation и соответствующей стрелкой. В случае с
асимметричными шинами на их боковинах маркируется наружная и внутренняя
сторона (соответственно, Outside и Inside).
Пиктограмма в виде
зонтика, а также слова Aqua, Water, Rain указывают на так называемые
«дождевые» покрышки, предназначенные для езды в дождь или по мокрому
асфальту. «Снежинкой» обозначаются зимние покрышки; всесезонные шины
маркируются словосочетанием All Season или аббревиатурой AS. AW (All
Weather) – покрышки для любой погоды.
Аббревиатура «M+S»
расшифровывается, как «грязь и снег», – это означает, что данная шина
зимняя или всесезонная. А вот значок «M&S» на шинах для
внедорожников означает, что покрышка обеспечивает повышенную
проходимость.
Усиленные шины обозначаются аббревиатурой XL (Extra Load) либо словом Reinforced или буквами RF в типоразмере.
На
овальном штампе в нижней части боковин покрышки указывается дата ее
изготовления в виде трех- или четырехзначного кода. Четырехзначным кодом
маркируются покрышки, выпущенные после 2000 года, трехзначным – более
старые.
Первые две цифры обозначают неделю производства, две
последние год. Маркировка 2106, таким образом, означает, что покрышка
выпущена в мае 2006 года.
В случае с покрышками, выпущенными до
2000 года, принцип тот же, но есть нюанс. Год производства обозначается
одной цифрой. А понять, о 90-х или 80-х годах идет речь, можно по
наличию или отсутствию пробела после последней цифры. Например,
маркировка *117* указывает на 1987 год, *117 * или *117∆* – на 1997-й.
Можно
ли покупать шины, которым "исполнилось" два, три и более лет? Можно,
если у них нормальная остаточная глубина протектора и если покрышки не
имеют признаков старения.
Определить, не "состарилась" ли шина
можно по состоянию резины на боковине и между "шашечками" протектора.
Главный признак старения – мелкие трещинки и бледно-серый (в запущенных
случаях – вплоть до белёсого) цвет резины вместо нормального черного.
Если эти признаки налицо - лучше отказаться от покупки таких шин. Если
же они проявились на ваших собственных покрышках - необходимо поменять
их, даже если протектор еще не износился
Разберемся теперь с
некоторыми вопросами сезонного хранения покрышек. Первое и главное:
прежде, чем оставить шины где бы то ни было до следующего сезона, их
необходимо вымыть. Это особенно актуально для зимних шин: если на них
останутся соль или противогололедные реагенты, резина и диск могут
сильно «пострадать» за лето.
Покрышки нельзя держать на открытом
воздухе дольше месяца, кроме того на них не должен попадать прямой
солнечный свет. В противном случае резина станет излишне жесткой (как
следствие – потеря сцепных свойств), а то и вовсе потрескается. Именно
поэтому шины не рекомендуется держать на балконе, особенно без
специальных герметичных пакетов.
Хранить покрышки рекомендуется в
сухом темном месте. Одно из идеальных мест – гараж (только не
«ракушка»). Главное, чтобы в нем не было протечек и была хорошая
вентиляция.
Шины без дисков необходимо хранить «стоя». Причем периодически их необходимо немного прокручивать во избежание деформации.
Если покрышки на дисках – их нужно сложить горизонтально друг на друга или подвесить на кронштейнах.
В
любом случае желательно, чтобы температура в помещении была
относительно постоянной, в идеальном варианте – приблизительно +10° –
+15° С. Расстояние до нагревательных приборов должно быть не менее
метра.
Напоследок – о том, почему важно соблюдать правила
сезонного хранения шин. Во-первых, это позволит избежать
преждевременного старения покрышек. Тогда как шины от лучших
производителей при правильной эксплуатации и хранении могут прослужить
до 10 лет без серьезной потери характеристик. Во-вторых, неправильное
хранение покрышек может привести их к деформации, а это создаст
повышенную нагрузку на ходовую часть машины или вовсе вызовет биение
колеса со всеми вытекающими.
В общем, храните резину правильно и удачи вам на дорогах!