80 лет зимним шинам: история развития.





Все эти годы зимние шины неустанно совершенствовались и стали
по-настоящему высокотехнологичным продуктом: при температуре ниже
+7 градусов они обладают лучшим сцеплением, чем летние шины, при
правильной эксплуатации изнашиваются почти так же медленно, как летние,
а их конструкция обеспечивает комфортное вождение и низкий уровень шума.
Современные зимние шины бывают не только с направленным или
асимметричным рисунком протектора, но и объединяющие оба типа. Шины
с направленным асимметричным рисунком протектора обеспечивают наилучшее
сцепление на снегу, однако сложность асимметричных моделей заключается
в проблемах с логистикой и с установкой — каждая такая шина должна
устанавливаться на «правильную» сторону. Поэтому наибольшим спросом
все же пользуются модели с симметричным направленным рисунком. 



«Исторический» ряд зимних моделей Dunlop начинается с радиальной
шипованной SP Eis (1965 год) и продолжается нешипованными SP 66,
SP 88 M+S и SP Wintersport 70-х и 80-х годов, вплоть до современной
SP Wintersport M3, способной выдерживать скорость до 270 км/ч
и отличающейся высоким содержанием силики в резиновой смеси протектора. 



Одна из важнейших вех на пути развития зимних шин — изобретение
технологии ламеллирования, примерно сорок лет назад. Прямые ламели,
синусные ламели, сетчатые ламели, сотовые ламели, косые ламели,
перекрестные ламели, ступенчатые ламели — чего только не придумывали
инженеры, стремясь добиться наилучшего сцепления на снегу. 



Начиная с середины шестидесятых годов, почти все производители оснащали
свои зимние шины металлическими шипами. Однако существенный ущерб,
который шипы наносили дорожному покрытию, заставил многие страны
запретить этот тип шин. 



В современных шинах едва ли не важнейшую роль играет состав резиновой
смеси. В отличие от летних шин, в зимних используются особые каучуки,
способные сохранять эластичность при низких температурах. Кроме того,
в состав резины зимнего протектора входят сажа, смягчители, силика
(кремниевая кислота), гидриды кремния, а в последние годы еще
и различные масла и смолы. Рецепт резиновой смеси различен у каждого
производителя и, разумеется, является секретом компании. Производителям
дешевых марок не всегда по карману технологические ноу-хау. Поэтому
в некоторых дешевых шинах до сих пор не используется силика — как из-за
стоимости самого ингредиента, так и из-за сложности в приготовлении
смеси с этим компонентом.



И все же, универсальных зимних шин не существует. Ходовые качества шин
варьируются в зависимости от региона эксплуатации и характеристик самого
автомобиля. Только у концерна Continental есть девять брендов, под
которыми производятся зимние шины: Continental, Uniroyal, Semperit,
General Tire, Gislaved, Viking, Barum, Matador и Mabor, — для разных
климатических поясов, премиум-шины, модели среднего ценового сегмента,
а также эконом-класс.



С годами зимние шины становились не только тише и безопаснее, но еще
и быстрее. В наши дни зимняя резина по скорости не уступает летней.
Например, шины Nokian WR выпускаются с индексами скорости от T до W
(от 190 до 270 км/ч). А недавно на зимних шинах Нокиан серийного
производства был установлен рекорд скорости на льду — 335,7 км/ч. И,
кстати, Нокиан планирует вернуть в Европу запрещенные в большинстве
стран шипованные шины. Инженеры этой финской компании разработали
инновационную технологию, с помощью которой шипы выступают из протектора
или убираются в него — одним нажатием кнопки. Такие шины обеспечат
надежное сцепление в любую погоду — без ущерба для дорожного полотна.